Посвящается Коту!
Просто удивительно, что мы еще не говорили про этот потрясающий спектакль "Ханума". Всё прекрасно - актеры, диалоги, музыка, декорации. И нежнейшие стихи Орбелиани.
ТЕКЛЕ. Перекрестись, брат, ты уже дома.
КНЯЗЬ. Вижу, что дома: вместо вина – воду дают. Тьфу!
ТЕКЛЕ. Князья на улице не валяются.
ТИМОТЕ. Как не валяются? Очень валяются. Сам видел.
КАБАТО. Постой, князь! На что там смотреть, госпожа, на что?
КНЯЗЬ. Как на что? Сестра, прочти этой нахалке список приданого.
ТЕКЛЕ. «…Бриллиантовых колец – пять, курдючных овец – двадцать пять, ковров текинских – двенадцать, скакунов осетинских…
КНЯЗЬ. …Пятнадцать…»
КАБАТО. Вай мэ, вай мэ! И вы поверили этой пройдохе Хануме? Ковры молью проедены, овцы давно съедены, бриллианты фальшивые, скакуны паршивые. А невеста! Три жениха со смотрин сбежали, четвертый там остался. Бежать не мог – умер.
КАБАТО. Вот у меня невеста – губки, как кизил, кожа, как персик, глазки, как маслины…
КНЯЗЬ. Что ты мне про фрукты-овощи рассказываешь? Что за твоей невестой дают, говори!
АКОП. А дочку твою Сону тебе не жаль? Разве это жених для нее? Шестнадцать и шестьдесят!
МИКИЧ. Из старого петуха тоже сациви сделать можно. Главное, чтоб приправа хорошая была.
КНЯЗЬ. Неси. (Тимоте уходит и сразу возвращается.) Ну, где суп?
ТИМОТЕ. В Батуми. Пароход опаздывает.
КНЯЗЬ. А устрицы?
ТИМОТЕ. Повар говорит – устрицы после супа подавать надо.
КНЯЗЬ. А бордо?
ТИМОТЕ. До бордо шесть бочек шампанского в погребе стоят – не добраться.
КНЯЗЬ. Ах ты, негодяй! Перед гостями меня позоришь! Не добраться! Вот доберусь до тебя!
МИКИЧ. Не гневайся, князь! Подумаешь – бурдо какое-то! Мы тебе шестьсот бочонков кахетинского принесли.
АКОП. И для молодых – каменный дом на берегу Куры с винным погребом. Хочешь купаться – вот Кура, вот твой дом. Хочешь умыться – вот Кура, вот твой дом. Хочешь напиться – вот Кура, вот твой дом…
ТИМОТЕ. Хочешь утопиться – вот Кура, вот твой дом.
КНЯЗЬ. Постой, постой! А если наводнение?
АКОП. Э, где Кура, где твой дом!
АНУШ. Учитель… учитель… (Сонэ.) Выйдешь замуж – любые фигуры выделывай. Иди сюда, учитель, бери меня за талию. Что ты там ищешь?
КОТЕ. Простите, но у вас нет талии. Талии у вас нет!
АНУШ. Держись за то, что есть! (Музыка. Танцуют.)
МИКИЧ. Ну, вот что – я последнее время по-французски не говорю, я тебе так скажу: обезьяна ты старая, мешок с трухой, чучело ты усатое!
КНЯЗЬ. Что?! Убью! Застрелю! Тимоте, где мой пистолет?
ТИМОТЕ. В ломбарде.
КНЯЗЬ. И очень хорошо – пулю на него жалко тратить. Вот из моего дома!
КНЯЗЬ. Пардонэ муа дэ ву завуар атандю! Прошу простить, что заставил ждать!
СОНА. Же ву пардон, прэнс!
КНЯЗЬ. Какой прононс! Парижский прононс!
ХАНУМА. Что ты все про нос говоришь? Ты на губки посмотри, на глазки! И в Париже таких нет!
КНЯЗЬ. Не перебивай, когда старшие говорят! Спасибо, что пришли! Я поднимаю тост за всех присутствующих!
СТАРИК. Подожди, дорогой, не спеши! Куда спешишь? Даже такое, действительно печальное событие не дает тебе права нарушать наши древние обычаи.
ВСЕ. Не дает!
СТАРИК. Ты что забыл что ли? Сперва полагается выбрать тамаду, его помощников выбрать, потом выпить за корни, породившие нас, за дом, под крышей которого собрались эти князья! Посмотри сюда: вот они, стоят как горные орлы, голые, в белых простынях, как привидения, но со скорбными лицами. Потом надо выпить за всех усопших родственников и друзей, за всех здравствующих, потом за всех отсутствующих, за виноградную лозу, которая наполнила твой бурдюк вином и только после этого – за всех присутствующих и за каждого в отдельности, конечно!
Отредактировано Francesca (2012-11-06 10:34:27)